Голландский специалист по рекрутингу Уиллем Вийнанс (Willem Wijnans) в блоге на Medium опубликовал заметку о том, как использовать для поиска кандидата неочевидные социальные сервисы, вроде Airbnb, Couchsurfing и Product Hunt. Мы подготовили адаптированную версию этого материала.
Большинство статей с советами по использованию соцсетей для поиска кандидатов не уходят дальше рекомендаций вида: «В Instagram важна оригинальность». Все это легко и приятно, если вы работаете в Facebook или Uber, но большинство рекрутеров представляют компании, на которые в соцсетях подписаны только родственники, друзья сотрудников и несколько незнакомцев — это если повезет.
Безусловно, для стартапа присутствие в соцсетях может быть полезно, однако настоящую отдачу от этих усилий стоит ждать в долгосрочной перспективе. К этому моменту в компании наверняка появится кто-то, кто будет заниматься ведением профилей, но использовать социальные каналы для поиска кандидатов рекрутеру все равно придется самостоятельно.
Правильный подход
Чтобы максимально эффективно использовать интернет для поиска кандидатов, стоит принять тот факт, что в сети есть масса ресурсов, на которых могут бывать нужные специалисты. Когда рекрутер ограничивается просмотром LinkedIn, это делает его менее эффективным. Растет число руководителей и специалистов по найму, которые расширяют список ресурсов, используя GitHub, StackOverflow, HackerNews и даже Reddit.
Формат стандартного резюме с хронологическим перечислением мест работы и учебы устаревает. Сегодня рекрутеру гораздо важнее знать, что за код писал разработчик, какую музыку он слушает, что его интересует помимо работы — только так можно нанять того, кто впишется в команду. А хронологическую последовательность предыдущих должностей кандидата можно узнать и в ходе общения, скажем, на сайте Couchsurfing.
Подобные ресурсы дают неограниченные возможности по анализу интересов людей, и на каждом из них пользователи оставляют информацию о себе добровольно. В том числе, данные о своей работе и учебе. И это можно использовать.
Практика
Давайте применим описанный подход на практике. Простой boolean-запрос: site:couchsurfing.com/users “software engineer” Moscow, даст нам десяток московских разработчиков, состоящих в движении каучсерферов — то есть тех, кто пускает к себе переночевать путешественников со всего мира.
Согласитесь, этот факт довольно много говорит о человеке. Если рекрутер или руководитель компании сам увлекается тем же самым, то это отличная база для начала общения. Даже если в итоге не удастся найти email пользователя Couchsurfing на самом сайте, есть возможность написать сообщение — это тоже плюс.
Стоит обратить внимание и на Instagram. Здесь придется разобраться со структурой представления базы пользователей ресурса, чтобы научиться составлять правильные поисковые запросы. К примеру, в пользовательском профиле Instagram всегда есть слова «публикации», «подписчики» и «подписки», этот факт можно использовать, чтобы отфильтровать именно пользовательские профили:
site:instagram.com “computer science” публикации подписчики подписки
Еще один крайне полезный ресурс — Product Hunt. На нем команды стартапов и просто пользователи публикуют ссылки на новые технологические проекты. Так что, если ваша компания как раз занимается созданием нового продукта, запросы вроде: site:producthunt.com “computer science” “Russia”, помогут найти тех, кто имеет подобный опыт или интересы.
Если же вам нужны инженеры, которым не чужды мысли о дополнительном заработке, можно попробовать найти их на Airbnb. Кроме того, этот сайт позволяет взглянуть на жилье таких специалистов, а это помогает понять многое и об их личности. Запрос: site:airbnb.com “computer science” “moscow”, даст несколько десятков объявлений, которые разместили люди, так или иначе связанные с разработкой и технологиями:
Заключение
Сайтов, вроде описанных выше, где люди сами оставляют информацию о себе — бесчисленное множество. На каждом из них можно найти данные, которые помогут принять верное решение о найме и наладить контакт с перспективным кандидатом.
Оставьте спам на LinkedIn плохим рекрутерам, которые не хотят развиваться. Специалисты новой волны должны использовать все возможности, что дает нам современный интернет. Только так можно добиться высокой эффективности работы.