В марте в американском Анахайме проходила конференция SourceCon 2017, посвященная поиску кандидатов. Руководитель группы рекрутмента GMS Наталия Березина побывала на мероприятии и выделила 4 важных тренда отрасли рекрутмента, которые обсуждали специалисты со всего мира.
Будущее за машинным обучением и искусственным интеллектом
Девиз конференции этого года — We Control The Robots. Красной нитью через многие выступления проходила мысль о том, что рекрутмент уже в ближайшее время сильно изменится под влиянием новых технологий. Рутинные задачи по поиску и структурированию данных можно передать машинам, а люди будут работать уже с теми кандидатами, чьи профили были выбраны по результатам этого анализа
К примеру, один из ключевых докладчиков SourceCon, старший вице-президент компании Randstad Holding Глен Кэти (Glen Cathey) рассказал о том, как использование семантического поиска в комбинации с технологиями искусственного интеллекта позволяет повышать эффективность рекрутмента.
«Сорсер» — это новая профессия
Если раньше поиском кандидатов всегда занимались рекрутеры «общего профиля», то теперь ситуация меняется. Конкуренция за сильных специалистов, особенно в сфере IT, обострилась настолько, что бизнес сталкивается с необходимостью наличия выделенных «сорсеров», которые хорошо умеют искать профессионалов в конкретной области.
Такие специалисты знают все о той индустрии, с которой работают, в курсе всех ее новостей — вплоть до появления новых тематических сообществ в соцсетях или каналов в Slack.
Сильный сорсер — очень важный фактор для успешного «закрытия» вакансии. Этот факт хорошо иллюстрирует хакатон, прошедший в рамках конференции. Перед участниками соревнования ставили сложную задачу — например, найти разработчика конкретного профиля/менеджера по какому-то направлению в определенном городе, часто очень маленьком и без большого количества компаний из нужной индустрии. Без специфических знаний конкретной сферы или смежных с ней областей, найти подходящего специалиста в условиях столь жестких ограничений очень сложно.
Проблемам повышения эффективности сорсинга была посвящена и секция Innovation Lab — на протяжение пяти часов представители 15 отобранных организаторами стартапов рассказывали о том, как их продукты помогают решить эту задачу. Особенно приятно, что в этом году в число выбранных проектов попал и AmazingHiring.
Персонализация очень важна
Еще одна важная тема, которую активно обсуждали участники SourceCon – персонализация коммуникаций с кандидатами. Общая мысль — при начале разговора с перспективным соискателем нужно не просто похвалить его профиль в LinkedIn, потому что так делают все.
Для того, чтобы завоевать расположение человека, необходимо потратить время на изучение его интересов. При этом, такая персонализация вовсе не обязательно должна быть скучной — об этом рассказывал руководитель проекта Recruiting Inferno Стив Леви (Steve Levy). К примеру, общей точкой могут послужить увлечения человека, напрямую не связанные с работой — чтобы узнать такие хобби, нужно подробно изучить профили кандидата и не только на профессиональных ресурсах, но и в «обычных» соцсетях или на сайтах, посвященных каким-либо увлечениям.
Конкуренция способствует инновациям
Новые технологии и подходы к рекрутменту возникают в тех областях, где конкуренция за кандидатов очень высока. Например, в Калифорнии, где огромная концентрация крупнейших ИТ-компаний мира и технологических стартапов, нельзя просто так взять и нанять сильного разработчика. Тех из них, которых было легко найти, уже давно наняли Apple, Google или Facebook.
Поэтому у компаний два варианта — либо искать кандидатов так, как не ищут другие, либо сознательно понижать планку и нанимать менее сильных специалистов, пытаясь обучать их уже в процессе работы. Далеко не всегда этот путь позволяет решать задачи бизнеса. В США проблема усложняется повышенным вниманием к необходимости обеспечивать этническое разнообразие в компании (diversity).
Поэтому рекрутеры просто вынуждены внедрять инновационные подходы к поиску кандидатов. К примеру, CEO компании Red Branch Media Марен Хоган (Maren Hogan) рассказывала о том, как выстраивать воронку кандидатов с использованием различных подходов — от работы с мессенджерами и соцсетями до более продвинутых техник сорсинга.
Заключение: почему рекрутерам нужно ездить на такие конференции
Посещение SourceCon и других зарубежных конференций очень полезно российским рекрутерам. Такие поездки позволяют познакомиться с технологиями и подходами, которые используются коллегами из разных стран — на том же SourceCon все активно делятся опытом, а докладчики не боятся рассказывать реальные кейсы с цифрами, чего часто опасаются спикеры российских конференций.
Поэтому такие поездки — отличный способ профессионального развития. Кроме того, они могут и поднимать самооценку — ведь на самом деле российский рынок далеко не так сильно отстает от многих западных, и некоторые используемые нами подходы выглядят инновационно даже для зарубежных коллег.