Многие считают, что заниматься поиском и наймом сотрудника должен один и тот же человек. В определённых ситуациях это верно. Однако бывает и так, что несмотря на налаженные процессы найма, продуманный онбординг и положительный бренд работодателя, позиции не закрываются долгие месяцы и даже годы. В таком случае организации следует нанять сорсера.
Сорсер — специалист, который находит и привлекает кандидатов. В его обязанности входят:
- Анализ рынка кандидатов — количество потенциальных кандидатов, их ожидаемый доход и компании, в которых они работают на данный момент;
- Поиск наиболее эффективных источников, которые обеспечат компанию достаточным количеством квалифицированных и готовых к взаимодействию кандидатов;
- Формирование лонг-листа с подходящими компании кандидатами;
- Первый контакт с соискателем и «продажа» позиции;
- Передача шорт-листа с тёплыми лидами рекрутерам.
На российском рынке сегодня отношение к сорсинг-специалистам неоднозначное, так как профессия довольно молодая и недостаточно распространённая. Иван Алексеев, Head of Recruitment в Intella, говорит, что на рынке СНГ сорсеры разделились на две категории: новички в рекрутменте, которые планируют вырасти в рекрутеров, и экспертные сорсеры, которые специализируются на сложных поисках, использовании передовых технологий, знании рынка и его запросов. Причём первых — подавляющее большинство.
Другой эксперт, Анастасия Пшегодская, Senior Recruiting Manager в Remote, уверена, что в ближайшем будущем профессия будет сильно развиваться:
“Мы долгое время наблюдали эволюцию HR-функции: сначала были кадровики, а потом появились HR-менеджеры, специалисты по КДП (кадровому делопроизводству) и по обучению и развитию персонала, рекрутеры и многие другие. Мы стали различать эти функции, поэтому не просим рекрутера выдать справку 2НДФЛ. И сорсинг — это следующий этап эволюции и специализации в рекрутменте.”
Какого уровня сорсинг-специалист нужен в компанию, зависит от множества факторов, например, от количества и уровня нанимаемых специалистов, сложности используемых источников и инструментов, необходимости погружаться в рынок и нетворкинг поисковой области и так далее.
Между тем, для начала нужно определиться, нуждается ли компания в сорсере. Для этого посмотрите, присутствуют ли в ваших процессах найма следующие проблемы:
3 признака того, что вам нужен сорсинг-специалист
Рекрутеры не справляются с объемами найма
Если ваша команда подбора не успевает находить новых релевантных кандидатов, а все силы уходят на сопровождение соискателей по воронке, не всегда следует нанимать больше рекрутеров. Найм сорсинг-специалиста может стать лучшим вариантом:
“По нашей практике, эффективность работы одного рекрутера
в связке с сорсером равна работе двух, а то и трёх рекрутеров вместе взятых”, — делится Иван Алексеев.
Как поможет сорсер?
Во-первых, сорсинг-специалист забирает объемную часть работы и разгружает рекрутера. Каждый может погрузиться в свою область, не разрываясь на разноплановые задачи. А во-вторых, сорсер, в силу того, что он специализируется только на поиске кандидатов, будет выполнять свою работу быстрее и эффективнее.
“Когда компания сталкивается с большими объемами найма или сложными нишевыми специалистами, не стоит полагаться только на ресурсы своих рекрутеров. Сегодня методы поиска становятся всё более сложными, и это требует полноценного включения. Два часа посорсил и забыл — это неправильная стратегия”, — Анастасия Пшегодская, Senior Recruiting Manager в Remote.
Чтобы определиться, сколько сорсинг-специалистов вам потребуется в команду, нужно оценить ресурсы вашей текущей команды. Иван отмечает, что чаще всего один рекрутер работает с одним сорсером. Но бывает и так, что два или три сорсера прикрепляются к одному рекрутеру. Всё зависит от сложности вакансий и загруженности рекрутера.
Вам нужны уникальные специалисты, обитающие на конкурентном рынке
Проанализируйте, насколько востребованы специалисты, которые требуются вашей команде, и что им предлагают ваши конкуренты. Возможно, ситуация сильно отличается от той, что вы себе рисовали.
Отсутствие тщательного анализа приводит к неправильному позиционированию компании на рынке и непривлекательным описаниям вакансий. Иногда этот эффект усиливается непрозрачным рынком и отсутствием инструментов для его анализа.
Как поможет сорсер?
Сорсинг-специалисты развивают очень специфический набор навыков, который редко можно встретить у рекрутера: это и умение прописывать сложные запросы, и использование различных инструментов поиска, и знание редких источников и так далее. Иногда сорсеров сравнивают с частными детективами или аналитиками данных по открытым источникам. Такой специалист в считанные минуты найдёт контакты.
Достичь этого не так просто — для этого нужно постоянно следить за сорсинг-средой и прокачивать себя:
“Когда мы говорим про “сложный” сорсинг — у тебя должна быть стратегия поиска талантов, ты должен выстраивать свои карты поиска, каждый раз изобретая новые способы поиска талантов. Ты живёшь во всей этой истории”, — Анастасия Пшегодская, Senior Recruiting Manager в Remote.
Именно поэтому далеко не каждый рекрутер может справиться с поиском талантов. На это требуется много времени и опыта.
Ваша команда подбора персонала полностью на аутсорсе
Взвесьте все за и против сотрудничества с аутсорс-командой. Иногда такой формат может действительно приносить хорошие плоды. К примеру, Анастасия видит смысл работать с рекрутинговым агентством, если компании нужно закрывать нишевые единичные позиции, но не более пары раз в год. Это будет эффективнее с точки зрения экономики.
Однако, если ваши объемы найма больше, вы можете терять гораздо больше, не создавая собственную ин-хаус команду. Дело в том, что специалисты на аутсорсе не слишком глубоко погружена в специфику вашего рынка и особенности вашего бизнеса. Это приводит к снижению эффективности найма.
Как поможет сорсер?
Создание собственной сорсинг-команды не только снизит затраты на аутсорс, но и избавит от многих неожиданностей, вроде нерелевантных кандидатов или увольнение специалиста в первые месяцы работы.
При этом вам не нужен сорсер, если:
- Вам нужно нанимать только junior- и middle-специалистов;
- Вам нужно нанять несколько senior-специалистов, а не “суперзвёзд”;
- К вам поступает много качественных и релевантных откликов от заинтересованных кандидатов.
Как понять, что время нанять сорсера — пришло? Пошаговое руководство по выбору правильного момента
Если вы поняли, что вам точно нужен сорсер, нужно решить ещё один вопрос: когда лучше ввести такого специалиста в команду? Попробуйте найти ответ следующим способом:
Шаг 1. Проанализируйте ваш найм
- Количество нанятых сотрудников за последний квартал и часто используемые источники найма (джоб-борды, социальные сети, агентства, рекомендации и так далее);
- Кто входит в вашу рекрутмент-команду и какими навыками они обладают;
- Сколько времени они уделяют поиску сотрудников еженедельно/ ежемесячно/ ежеквартально.
Шаг 2. Посчитайте, сколько вы тратите на найм
- Бюджет, который вы тратите на вашу команду и на аутсорс;
- Бюджет, который вы хотите сэкономить, наняв сорсера;
- Достаточно ли у вас средств для найма человека/ команды и покупки технических инструментов (например, AmazingHiring).
Шаг 3. Сделайте выводы
- Сопоставьте результаты анализа с вашими потребностями и глобальной стратегией привлечения кандидатов;
- Если обнаружились задачи, которые может закрыть только сорсинг-специалист, — значит, время пришло.
Как доказать руководству, что вам в команду нужен сорсер
Как бы то ни было, последнее слово в принятии решения нанимать или не нанимать сорсинг-специалиста или команду сорсеров — за вышестоящим руководством. Наши эксперты предлагают два способа, которые помогут доказать необходимость этой функции в своей команде и в компании в целом:
Апеллируйте цифрами.
Продемонстрируйте руководителю текущие показатели найма, а также показатели, которых вы можете достичь с дополнительными ресурсами. Анастасия предлагает делать упор на следующие показатели:
- Сколько будет стоить сорсер компании;
- Сколько будет стоить простой без требующегося специалиста;
- Насколько уменьшится срок закрытия позиции с сорсером;
- Сколько будет стоить развивать внутреннюю команду, а сколько — сотрудничать с командой на аутсорсе.
Приведите примеры практики в других компаниях.
Дополнительно расскажите, как компании-конкуренты или организации с похожим профилем достигают успешных результатов с помощью сорсинга. Постарайтесь не просто рассказать историю из практики, а найти конкретные цифры в динамике.
Выводы
Существует множество проблем, связанных с поддержанием и повышением общей эффективности найма. И формирование сорсинг команды может решить многие из них. Вместе с тем, помните, что сорсинг-специалист — это не панацея. Если у вас было плохо с наймом до появления сорсеров, то лучше может и не стать. Нужно убедиться, что в воронке больше нет других “узких” мест.
Эта статья помогла вам нанять сорсинг-специалиста? Тогда ознакомьтесь с нашей платформой для поиска специалистов Amazing Hiring — инструментом, созданным специально для современных рекрутеров и сорсеров. Запросите демо, чтобы узнать, как платформа может помочь вам находить и связываться с большим числом классных специалистов.