В феврале наши друзья и коллеги из рекрутингового агентства GMS Алексей Исаев и Мария Климова побывали на самой известной сорсинговой конференции SourceCon в Лас-Вегасе.
Они рассказали нам, чем им запомнилась эта поездка, и поделились мыслями о том, зачем стоит посещать такие мероприятия.
Итак, атмосфера, самые крутые доклады и тренды, которыми живет сорсинговое сообщество. Поехали!
Атмосфера и организация
Безусловно, поражает масштаб конференции. По ощущениям, там было около тысячи участников. И при этом чувствуется атмосфера единства и дружелюбия. Все очень открытые, эмоциональные. Нам выдали бейджи “Новичок на SourceCon”, и все лидеры мнений встречали нас чуть ли не объятиями, рассказывали, какие мероприятия стоит посетить и с кем познакомиться.
И, с одной стороны, чувствуешь себя частью большого открытого сообщества, а, с другой, понимаешь, что состоять в нем — своего рода привилегия.
С точки зрения организации, кажется, что ты попал на конференцию по типу TED Talks:) Спикеры очень раскованно держатся на сцене, как будто они настоящие звезды, но контент всегда релевантный и интересный.
Немного удивило, что было достаточно немного вопросов из зала в ходе выступлений спикеров. Как всегда спрашивали только самые активные. Но вопросы воспринимались очень позитивно, и ни один не остался без ответа.
Нетворкинг
Первым мероприятием, в котором мы участвовали, был воркшоп под названием “Peer to Peer”. Нужно было обсудить со случайными участниками какую-либо актуальную проблему в сфере рекрутмента и сорсинга. Это был стресс, потому что сначала мы чувствовали себя так, словно высадились на другую планету. Но на удивление быстро удалось сблизиться на почве обсуждения различных тулзов и сорсинговых приемов. В целом, найти общий язык с любым участником было очень легко.
Формат community talk вообще очень популярен на SourceCon. Была целая секция, в рамках которой можно было перемещаться между столами, где обсуждаются разные темы. Раз в 45 минут нужно было поменять стол. Но этого времени было мало, поэтому мы выбирали самую интересную для себя тему и погружались в нее.
А вообще, можно было подойти к любому участнику, рассказать ему, например, с какой проблемой в сорсинговом процессе ты столкнулся, и он подскажет несколько крутых лайфхаков и инструментов.
Очень интересно было пообщаться с лидерами мнений, мы познакомились c Mark Tortorici, Steve Levy, Dean Da Costa. Особенно классно, что у каждого из них экспертиза в различных областях, diversity в действии:)
Доклады
Очень понравился доклад от Mark Tortorici про сорсинг в социальных сетях. Он говорил о том, что несмотря на то, что соцсети большинством людей используются для развлечения, сорсер может найти в профилях очень много полезной информации. Особенно интересно было узнать про сорсинг на Facebook, например про использование связки Intelligent search и Data miner. Так можно быстро находить и сразу скачивать информацию, например в CSV, а потом уже работать с файлом.
Glen Cathey рассказал о выстраивании социальных отношений с кандидатами и социальном инжиниринге. Одной из важнейших мыслей было то, что у рекрутера есть только одна возможность произвести первое впечатление. Крайне важно в первую очередь понять кандидата, а потом уже быть понятым. В этом контексте основные качества хорошего рекрутера:
- Умение понравиться и продемонстрировать профессионализм
- Способность к эмпатии
- Умение слушать и мотивировать
Что показалось особенно ценным, Glen посоветовал конкретные книги, с помощью которых можно развивать необходимые качества. Например, книга Chris Hadnagy “Social Engineering: the Art of of Human Hacking”, Dale Carnegie “How to Win Friends and Influence People” и Patrick King “The Science of Likability”.
Поразительным показался рассказ от Jessica Clark о том, насколько незащищенными являются персональные данные в современной реальности. Притворившись женой, которая не может успокоить плачущего ребенка, она смогла получить все данные банковского счета одного уверенного в сохранности своей персональной информации корреспондента. Здесь также нужно вспомнить историю, как Kevin Mitnick взламывал системы информационной безопасности компаний, просто представляясь сотрудником.
Основная мысль в том, что даже в области информационной безопасности огромное значение имеет человеческий фактор.
А еще запомнился часовой спор на тему того, кто такой сорсер и какими задачами он должен заниматься. Аудитория разделилась на два лагеря: одни считали, что в зоне ответственности сорсера только поиск контактов и профилей, а другие, что сорсер также общается с кандидатами на базовом уровне. К единому мнению прийти так и не удалось. Важными аргументами против общения сорсера с кандидатами было то, что из-за большого количества контактных лиц кандидат будет теряться в потоке коммуникаций, и то, что появляется возможность развития конкуренции между сорсером и рекрутером. Также поднимался вопрос того, можно ли развиваться как сорсер на протяжении всей карьеры, или это стадия профессионального развития рекрутера. Это было одно из самых активных и ярких обсуждений.
Главные тренды
Рекрутмент и сорсинг неумолимо сближаются с программированием. На конференции было очень много докладов, посвященных тому, как навыки программирования могут облегчить жизнь рекрутеру. Многие делились своим опытом в освоении языков и даже написании скриптов. Тема стала как никогда актуальной, потому что назрела необходимость самостоятельно автоматизировать свою работу хотя бы на базовом уровне.
Кроме того, в понимании сообщества SourceCon сорсер = хакер. И это касается не только особенностей самой работы, но и отношения к ней. Сорсинг уже не воспринимается как работа, это стиль жизни. Мы сорсим кандидатов в рабочее время, а приходя домой ищем крутые сорсинговые хаки.
Одной из самых главных тем остается искусственный интеллект в рекрутменте. На стенде HR Tech было больше всего AI проектов. Главные области применения: автоматизация отбора и оценки, чат боты, автоматизация коммуникации и онбординга. Основным потенциальным достижением применения AI технологий пока что является экономия времени рекрутеров.
Не осталась без внимания и тема применения маркетинговых инструментов в контексте анализа аудитории и развития HR бренда с точки зрения технических специалистов.
Реализуется тенденция к все большему усложнению и обогащению функционала ATS. Существует потребность в едином решении для всех рекрутинговых процессов. Программа должна объединять в себе агрегацию контактов и всех доступных данных, написание писем, постинг вакансий и все остальное.
Зачем посещать такие мероприятия
Любая конференция, особенно такая масштабная как SourceCon — это отличная возможность погрузиться в сообщество единомышленников и понять, как все устроено изнутри. Удивительно, что на столь конкурентном рынке рекрутмента и сорсинга, а особенно в сфере IT, все активно делятся своими приемами и удачными кейсами. Кажется, это и есть двигатель прогресса.
После таких мероприятий начинаешь более глубоко смотреть на вещи. На конференции такого уровня, как новичок, так и опытный профессионал могут найти для себя много нового, потому что наша сфера никогда не стоит на месте.
Помимо самых инновационных сорсинговых тулзов можно получить знания по выстраиванию пайплайна задач, построению сорсинговых стратегий, развитию бренда работодателя и выстраиванию отношений с сотрудниками и нанимающими менеджерами.
Ну а что самое главное, мы наконец выяснили, что же это за фиолетовая белка! Оказывается, это аналог того самого единорога, которого обычно ищет рекрутер. Только поиск единорога это совсем безнадежно, а белка животное существующее, но наделяется заоблачными качествами, на что намекает ее космический фиолетовый цвет. Так что персонаж по-настоящему философский 🙂